В элегантном и оживленном районе Гиндза возвышается одно из самых необычных и узнаваемых зданий Японии — Центр печати и вещания Сидзуока. Это сооружение, построенное в 1967 году по проекту всемирно известного архитектора Кэндзо Тангэ, стало воплощением метаболизма — японского архитектурного движения, представлявшего здания как живые, растущие организмы. Изначально здание служило токийским филиалом газеты «Сидзуока симбун» и вещательной компании, а сегодня является памятником современной архитектуры и бизнес-центром.
Башня-стержень и подвесные офисы
Новаторский дизайн Кэндзо Тангэ основан на концепции «башни-стержня». Все функциональные помещения — офисные блоки — не поддерживаются землей, а словно «подвешены» к центральному железобетонному стволу высотой 78 метров и диаметром 9,8 метра. Этот мощный кессон, внутри которого расположены лифты, лестницы и все инженерные коммуникации, позволяет освободить пространство на уровне земли и придает зданию футуристический, невесомый вид. Такая конструкция символизировала рост и изменение, позволяя теоретически «нанизывать» новые этажи по мере необходимости.
Городская среда и общественное пространство
Архитектор уделил особое внимание интеграции здания в городскую среду Гиндзы. Благодаря тому, что офисные объемы приподняты над землей, первый этаж образует открытую общественную площадь — пешеходную плазу. Это пространство, защищенное от дождя и солнца, стало органичной частью фешенебельного района, местом для встреч и краткого отдыха среди городской суеты. Подобное решение было революционным для своего времени и отражало гуманистический подход Тангэ к урбанистике, ставящий во главу угла комфорт человека.
Наследие метаболизма и современное значение
Несмотря на скромные масштабы по сравнению с современными небоскребами, Центр печати и вещания Сидзуока остается архитектурной иконой мирового уровня. Оно считается одним из самых чистых и ярких примеров архитектуры метаболизма, реализованных на практике. Его образ, напоминающий гигантское дерево с растущими на нем плодами, стал символом технологического оптимизма послевоенной Японии. Сегодня здание продолжает использоваться как офисный центр, оставаясь важным ориентиром в Гиндзе и объектом паломничества для архитекторов и ценителей дизайна со всего мира.
Комментарии