Религия и мифология страны восходящего солнца

5

1 оценок

В начале времен пара богов-созидателей, Идзанаги и Идзанами, потомки первоначального бога Амэ-но-Минакануси, получив от своих предков, амацуками (богов неба) «свернутое копье небес», опустили его в мировой океан. С конца копья в воду упала капля соли, которая стала первым островом – Оногоросимой. Ступив на него, божественная пара сочеталась браком и породила множество детей. Большинство из них стали островами, горами и реками Японии - куницуками, то есть богами земли. Последними были рождены три небесных божества: богиня солнца Аматэрасу, божество луны Цукиёми и своенравный бог моря – Сусаноо. Завершив творение вселенной, Идзанаги и Изданами доверили этим трём богам править миром.

Так начинается история Страны Восходящего Солнца в двух древнейших документах: «Кодзики» и «Нихон сёки», и эти мифы стали основой для первоначальной религии Японии – синто, что переводится как «путь богов».

Синтоизм населил всё вокруг невидимыми божествами-ками, живущими в камнях, ручьях, деревьях и целых островах.

В дальнейшем повествовании Аматэрасу отправляет на землю своих потомков и постепенно получает власть над куницуками и их владениями. Её внук Ниниги становится предком всех японских императоров.

Японская знать вела свою родословную от богов, тем самым подтверждая свое право на власть. В силу этого фигура императора священна, и, несмотря на долгие века борьбы между различными кланами, за всю историю Японии династия императора ни разу не была нарушена. Правда, чаще всего реальная власть находилась у сёгунов или императорских советников.

Появление буддизма в Японии

Однако история не стояла на месте. Согласно «Нихон сёки», в 552 году н. э. посланники из корейского государства Пэкче принесли в Японию буддизм. Советнику императора Сога Инамэ понравилась эта религия, также, как и всем кланам, в генеалогии которых не было богов амацуками. Буддизм обещал просветление и освобождение от кармы всем, вне зависимости от родословной и ранга. К тому же, эта религия была широко известна и почитаема в Азии. Потомки небесных богов были, конечно, против, и разгорелась борьба за власть, в результате которой клан Сога победил. Сога Умако посадил на престол свою племянницу Суйко – первую женщину-императрицу – которая была сестрой одного из предыдущих императоров, а регентом при императрице был назначен её племянник, принц Сётоку. И императрица, и принц были сторонниками буддизма.

Несмотря на то, что кланы яростно боролись друг с другом, две эти религии мирно ужились между собой, дополнив друг друга. Синтоистским богам продолжали молиться, прося об урожае и хорошей погоде, а буддизм рассказал о жизни после смерти и необходимости духовного развития.

Позже на японские острова из Китая пришло конфуцианство, проповедующее порядок в стране и обществе и способы эффективного правления, и даосизм, призывающий жить в мире с собой и с природой.

Эти четыре религии стали существовать параллельно, перемешиваясь и сформировав жизненную философию японцев. Буддизм, растущий своими корнями из индуизма, принес с собой мифологические образы, которые можно проследить не только в легендах древней Японии, но и в современном искусстве аниме.

Ёкаи японская нечисть

Однако не только могучие боги населяли японские острова. В то время, как аристократы в столице составляли родословные и сочиняли легенды о богах и героях-завоевателях, читали буддистские сутры и философские трактаты, фантазия простых жителей населила воду и землю еще более странными существами. Когда в более поздние времена японские и европейские исследователи фольклора решили записать рассказы об этих существах, их оказалось великое множество. Сейчас они нам известны под названием «ёкай».

Слово «ёкай» переводится как «странный». У любого народа есть сказки о странных существах: Баба Яга, леший и кикимора, эльфы и гномы. Ёкаи, стоящие на нижней ступени иерархии в синтоизме, не являющиеся богами, но подобные им, оказались невероятно разнообразны и непохожи между собой.

К примеру, кроме широко известных кицунэ, бакэнэко, каппы, длинноносых тэнгу и пушистых тануки, в заброшенных домах обитал мокумокурэн. Выглядел он как раздвижная створка сёдзи, покрытая множеством глаз. В городах можно было встретить рокурокуби, который, или точнее, которая жила среди людей и в течение дня выглядела как самая обычная девушка. Ночью ее шея удлинялась, словно змея, и ёкай отправлялась полакомиться жуками и червями. Ее ближайший родственник, нукэкуби, тоже днем притворялся человеком, мужчиной или женщиной, а ночью его голова совершенно отделялась от тела и начинала летать, поедая не только жуков, но и людей.

Другой ёкай, Асираи Ясики, представлял собой гигантскую ногу, которая ни с того ни с сего проламывала крышу дома, и голос ёкая требовал: «Помой меня!» В случае отказа эта нога растаптывала остатки дома. Эта история невольно наводит на мысли о капризной природе Японии, щедрой на землетрясения и ураганы, которые врываются в жизнь людей, ничуть не интересуясь их мнением на этот счет.

Впрочем, многие ёкаи ограничивались только тем, что подшучивали над людьми или просто пугали, чем особенно славились тануки и кицунэ. Встречались и вполне дружелюбные.  Есть история об одной бакэнэко – кошке-оборотне – которая помогала хозяину по хозяйству, подметая двор своими девятью хвостами, дружески беседовала с ним и даже спасла от голодной смерти.

С возрастом ёкаями могли стать не только животные, но и вещи: старое одеяло, посуда, зонтик, бумажный фонарь, музыкальные инструменты с течением лет могли обрести душу, отрастить глаза и конечности. В связи с этим в Японии существовал обычай сжигать старые вещи в буддистских храмах.

Другой разновидностью народных легенд были истории о призраках – кайданы. Древние японцы верили, что, если несправедливо и жестоко обойтись с человеком при жизни, после смерти он мог превратиться в мстительного духа, который настигал обидчиков и обрекал их на смерть.

Чтобы защищать людей ото всех этих пугающих сущностей, молва придумала и героев: мужественных самураев, побеждающих опасных ёкаев, и мудрых старцев, которые с помощью буддистских сутр и заклинаний могли защитить от злобных призраков. При императорском дворе даже существовал департамент магии инь и ян – оммёдо, служащие которого, маги оммёдзи, занимались гаданием и астрологическими предсказаниями, даосской алхимией, экзорцизмом, использовали буддистские ритуалы очищения и народную медицину. Одним из самых известных магов оммёдзи был Абэно Сэймэй. Другой известный экзорцист, Ютэн Сёнин, получил свою мудрость более экзотическим способом: грозное божество Фудо Мёо, пришедшее из индуизма, погрузило в рот юному Ютэну свой волшебный меч, и юноша обрел острый ум и новые способности. После этого он стал ходить по стране и помогать людям. Приходя в место обитания злого духа, Ютэн тщательно расспрашивал людей, стараясь выяснить, что пробудило ненависть духа, и, найдя ответ, успокаивал призрачного мстителя.

В наше время

Легенды о ёкаях и призраках во всем их многообразии теперь стали сказками. Они щедро питают фэнтезийные комиксы манга и аниме. Однако их ряды продолжают пополняться, теперь уже за счет детского фольклора. Зубастая кутисакэ-онна и призрачная девочка Ханако-сан, живущая в школьном туалете, появились на свет благодаря фантазии школьников, которые любят рассказывать друг другу страшные сказки.

Древние боги тоже никуда не ушли с архипелага. В Европе боги скандинавов, кельтов и славян пали в борьбе с христианством, которое объявляло их бесами, а всех, кто им поклонялся – еретиками. Японии в этом смысле повезло: она находится на краю света, куда крестоносцы и огни священной инквизиции добраться не могли. Удалённость от материка и природные условия долгие века защищали эту страну от захватчиков. Истории известно, как монголо-татары дважды пытались захватить Японию, отправляя туда флотилии кораблей, и дважды в ходе сражений эти корабли были сметены внезапно налетевшим ураганом. Так японцы убедились, что их боги действительно хранят их.

Правители Японии не стали отказываться от религии синто, напротив, они использовали эту родную для Японии религию, чтобы подчеркнуть уникальность этой страны. И, к сожалению, в ходе истории не раз оправдывали завоевательные походы в другие страны – в основном, в Китай и Корею – велениями богини Аматэрасу и превосходством японской нации. Но в этом виновата уже не религия, а сами люди.

Сейчас большинство японцев не считают себя принадлежащими к какому-либо вероисповеданию, а поход в храм с бросанием монеток и загадыванием желаний для многих стал скорее развлечением и приятной традицией. По последним данным, атеисты составляют более 80% населения Японии. Однако, есть и верующие. В Японии насчитывается больше 80 000 синтоистских храмов и около 77 000 буддистских, а значит, древние боги живут в Стране Восходящего Солнца до сих пор.

5

1 оценок

Комментарии

Согласен с обработкой персональных данных