Что такое ваби-саби в Японии?
Жить простой жизнью, принимать и ценить несовершенство себя и особенно окружающего мира: так можно очертить контуры ваби-саби - японской эстетической и духовной концепции, глубоко укоренившейся в японской культуре.
Самое сложное в концепции ваби-саби - не только применить ее, но и объяснить. Разница едва уловима, но показывает, что японские концепции, как и икигай, стремление к счастливой и сбалансированной жизни, в очередной раз проживаются и переживаются больше, чем могут быть объяснены.
Леонард Корен, архитектор и теоретик эстетики, в течение многих лет изучал концепцию ваби-саби и на ее основе написал книгу "Ваби-саби", предназначенную для художников, дизайнеров, поэтов и философов, в которой он пытается дать определение ваби-саби.
"Ваби-саби - это красота несовершенных, непостоянных и незавершенных вещей. Это красота маленьких и скромных вещей. Это красота нетипичных вещей. "
Признавая, однако, что даже в пределах архипелага это определение по-прежнему трудно установить.
"Это трудно объяснимое понятие, и хотя все японцы готовы заявить, что понимают чувства, связанные с ваби-саби, мало кто способен сформулировать это."
Истоки ваби-саби
Если нам нужно вернуться к истокам ваби-саби, то мы должны обратиться к чайной церемонии, потому что именно здесь она зародилась. В четырнадцатом веке чайная церемония подразумевалось как показное событие. В основном с использованием роскошных и совершенных предметов, импортируемых из Китая. В ответ на это монах дзен - Мурата Шуко разработал церемонию с простым чаем. Он предпочитал подавать чай в местной посуде, созданной кустарным способом и поэтому оставляющей много места для несовершенства.
Эта идея подражания была не единственной. В шестнадцатом веке чайный мастер Рикю заменил роскошные китайские изделия местными предметами и даже зашел так далеко, что установил чайный домик на окраине у крестьянского дома.
Так родилось ваби-саби.
Концепция ваби-саби
Ваби-саби состоит из двух взаимосвязанных принципов: "ваби", который относится к полноте и скромности, которые можно испытать, наблюдая за природой, и "саби", чувство, которое человек испытывает при виде вещей, с отпечатком времени. Концепция "ваби-саби", таким образом, пропагандирует жизнь в контролируемой трезвости, где человек способен обнаружить и оценить непостоянство, красоту всех скромных и несовершенных вещей.
Таким образом, эстетическое выращивание камней в сухих садах, обрезка деревьев бонсай или даже кинцуги, ноу-хау ремонта сломанных предметов с помощью позолоты, - все это современные иллюстрации ваби-саби.
Подчеркивание недостатков места или предмета - это способ отметить их и лучше оценить. В случае кинцуги поломка является знаком обновления. Этого не стоит скрывать, это только улучшает. Таким образом, объект символизирует начало нового цикла.
Что касается бонсай, то полюбоваться ими можно в уникальном месте недалеко от Токио, в районе Омия. Здесь находится музей бонсай, а также великолепные питомники.
Японская керамика хаги и раку также может служить прекрасной иллюстрацией концепции ваби-саби. Керамика хаги отличается большой простотой форм и нейтральными тонами, в то время как керамика раку формируется вручную, имеет неровный, необработанный и потрескавшийся вид, а также темные цвета.
Ваби-саби: от духовности к декору
Эта концепция также находит отклик в декоре и дизайне интерьера. Интерьер, достойный ваби-саби, - это интерьер, проиллюстрированный чистотой, где демонстрируется несовершенная красота мастерства, где естественные цвета преобладают над более яркими. Лишнему и показному там нет места.
Поэтому ваби-саби есть место во всех сферах жизни. Когда несовершенство и скромность становятся искусством, трудно этому не радоваться...
Комментарии